Монастырь Ованнаванк
Монастырь Ованнаванк расположен на краю скалистого обрыва живописного ущелья реки Касах. Его размеры и архитектурные выдумки причисляют его к уникальным строениям средневекового мира.

Монастырь Ованнаванк
Основателем и первым священником был сам — Григорий Просветитель, который принес сюда и захоронил мощи Иоанна Крестителя (IV в.). От имени Иоанна (Ованнеса) и происходит название монастыря.
Древнейшее сооружение – церковь V в. — Св. Карапет. В конце века, организатор Ваанского освободительной войны против персов — полководец Ваан Мамиконян реставрирует церковь и назначает священником известного армянского историка – Лазарь Парпеци. Последний, именно здесь и написал свою “Историю Армении”.
Монастырь процветает в XII-XIII вв.. В XII в., жена царя Абаса Багратуни – Ванени строит крепостную стену вокруг монастыря. Монастырский комплекс Ованнаванк отличается компактным расположением памятников вокруг главного здания. Граничащая с краем обрыва стена церкви служит как бы продолжением скал. Удачное использование рельефа местности усиливает живописность комплекса. Богато украшены, южный и западный фасады.
Школа и центр переписки древних рукописей
Кроме известных работ Лазаря Парпеци, до нас дошли рукописные сборники избранных статей середины XIIв., написанные и иллюстрированные на толстой бумаге, что свидетельствует об активной культурной жизни монастыря. Ованнаванкский центр переписки развил плодотворную деятельность во времена предводительства Амазаспа Мамиконяна. По его поручению были переписаны армянские исторические книги, благодаря чему, до нас дошли книги, более ранние экземпляры, которых были утеряны. С конца XVIв. в Ованнаванкском учебном центре изучали также календарное искусство, философию и музыку. Около 20 Ованнаванкских рукописей, дошедших до наших дней, хранятся в Матенадаране им. Месропа Маштоца.
Главная церковь
В 1221-ом, содействием князя Ваче Вачутян была построена большая церковь, которая тоже называется Св. Карапет. Здание принадлежит к крестовокупольному типу. Храм Карапета отличается утонченным декоративным убранством. Алтарь храма составлен из фигурных камней: пятиконечных звезд, пятиугольников и ромбов, покрытых мелким растительным орнаментом.

Барельеф с изображением сцены из Библии
Над входом находится барельеф с изображением притчи о «мудрых и неразумных девах» (Матв. 25:1-13).
В художественном отношении очень примечателен притвор Ованнаванка, возведенный в 1250 году князем Курдом Вачутяном. Он завершается двенадцатиколонной звонницей-ротондой, самой большой по диаметру (6,5 м) среди аналогичных сооружений Армении.
* * *
В приделе, находящемся справа от алтаря, есть подземный ход, ведущий в ущелье. Когда деревня была окружена врагом, жители собрались во дворе церкви и попросили, чтобы им разрешили помолиться перед смертью. Захватчик согласился. И по этому потайному ходу, через ущелье реки Касах, все население убежало и спаслось от неминуемой гибели.