Художественное обличье благородного металла в Армении
С древних времен Армения славилась своими богатыми источниками благородных и простых металлов. Пиком развития художественной обработки металлов считается средневековье (9-11в.), когда церковная ритуальная посуда, бытовые предметы и украшения изготовлялись особенно изысканно и роскошно.
Церковные принадлежности — кресты, кадильницы, дароносицы и обложки священных книг делались в основном из серебра и золота. Считается, что злые духи боятся серебра, поскольку оно имеет свойство передать высокую энергетику, тем самым оберегая владельца от несчастий.
В зависимости от материального достатка, бытовая утварь также изготовлялась из дорогих металлов. Например, на вазах и подносах изображались исторические события, образы царей и князей, а кубки и кувшины были сделаны в виде птиц и животных. Чаши были инкрустированы снаружи и внутри.
Неотъемлемой частью жизни, как простых людей, так и аристократов, были украшения. Изначально перстень был символом духовной и светской власти, статуса в обществе. Только короли и королевы, князья и высшее духовенство имело право носить его, поскольку перстень использовали как печать. Украшения для высшего класса делались из благородных металлов и драгоценных камней. На них изображались фамильные гербы, выгравированные имена владельца или изображения животных-оберегов.
Но, со временем, более скромные кольца стали носить и простые жители. Были обручальные кольца, символизирующие верность супружеских пар, фамильные драгоценности, которые передались из поколения в поколение.
Пояса, запонки и серьги тоже символизируют власть, статус и материальную обеспеченность. Серебряные и золотые пояса носили мужчины, они не имели право прилюдно снимать пояс, это означало бы потерять честь. Браслеты тоже имели свое предназначение — раньше не было фотоаппаратов и люди узнавали друг друга по браслетам (как и сейчас в роддомах :D).
Пролетают столетия, а мастерство эстетического подхода к металлу не утрачивается, а только совершенствуется!
автор Метаксе Колозян